Как научиться говорить «нет» и не чувствовать себя виноватым.
Человека, который ставит свои интересы на первое место, не кажется эгоистом. Наоборот, отсутствие любви к себе и незнание собственных потребностей не дает возможности понимать и других людей. В первую очередь надо заботиться о себе, а потом уже решать, как и в каком объеме вы можете позаботиться об окружающих и это не эгоизм.
Личные границы нужны не для того, чтобы отделиться от других, а, чтобы не забывать о себе. И поэтому умение говорить «нет» есть важным навыком для защиты своих границ.
Важно понимать, что чувство вины — эмоция, которая возникает, когда вы делаете что-то неправильно или приносите кому-то боль. Ну а когда же вы говорите «нет», это может создать, в основном, лишь дополнительные хлопоты для человека, которому вы отказываете. Да, ему придется искать другие варианты, но это не про вред. И среагирует, скорее всего так же, как и вы при отказе же вам.
Чтобы возражение на просьбу было тактичным, можно воспользоваться такими методами говорить «Нет»:
◊
Предложите альтернативу. Это самый незатейливый метод заявить собеседнику об отказе. Отклоните запрос, но предложите какой-то утешительный приз. Например, — «Извини, но из-за элементарной нехватки времени я не смогу тебе помочь, но вот здесь есть хорошо написанная инструкция, по которой ты точно сможешь все качественно сделать». Но при этом есть один момент. Предлагать альтернативу не стоит только из чувства вины, то есть из желания считать себя наименее виновным. Важно, чтобы предложение действительно помогло бы разрешить просьбу: «у меня, к сожалению, не получается оставаться на работе сверхурочно. Предлагаю пересмотреть мои задачи так, чтобы моя работа в рабочее время была максимально полезной для нашей компании». Эта фраза дает альтернативу, не отрицает важности задач компании.
Таким образом, отказывая, вы подчеркиваете свою ответственность перед компанией.
◊
Включайте эмпатию и подчеркните ценность человека для вас, когда есть желание сказать «нет» на просьбу. Продемонстрируйте, что вы понимаете, как важно человеку то, о чем он просит и, какая сложная задача перед ним стоит. Заметьте, как он старается, но в конечном счёте не сможете устроить ничего из его просьбы. Одобрения того, что он старается, поможет ему более спокойно отреагировать на отказ. «Я знаю, как для тебя это важно и с удовольствием бы помог, но в данный момент я элементарно не могу!».
В случае если вы опасаетесь зацепить амбиции человека собственным отказом, то стоит показать свое хорошее отношение и подчеркнуть ценность человека, которому отказываете. Например – «спасибо Вам за то, что нашли время и прийти ко мне, но к сожалению …». Или — «мне очень важно твоё внимание ко мне, но я тебе хочу сказать «нет», так как…».
◊
Поделитесь своими эмоциями. Если Вы делитесь своими эмоциями, человеку легче войти в Ваше положение и понять причину отказа. Например, если у вас есть подруга, которая любит по телефону постоянно жаловаться, скидывает негатив. И чтобы тактично попросить подругу перестать постоянно делиться негативом, можно сказать следующее:
«Я очень тебе сочувствую и очень хотела бы, чтобы у тебя было все хорошо. Я не могу повлиять на это, но, когда ты мне рассказываешь про свои неприятности, я долго переживаю. Ты же знаешь, как, я принимаю все близко к сердцу, побереги, пожалуйста, мои нервы и не рассказывай мне все в подробностях. С удовольствием поддержу более позитивную тему для разговора».
◊
Объясните причину отказа. Часто человеку проще принять отказ, если он знает его причину. Поэтому можно сослаться на объективные причины. Но при этом важно не превращать объяснение причин в оправдание себя. В таком случае, у человека может появиться мысль, что он вправе на вас обидеться. Речь может идти о плотном рабочем графике, множестве обязанностей или других обстоятельствах. В этих случаях могут быть полезны такие фразы: «мне завтра очень рано вставать, поэтому я не могу…» или «я очень занят на этой неделе, и дам вам знать, если смогу на следующей?».
Причиной отказа могут быть и субъективные обстоятельства. Это может быть не совпадение во вкусе, отсутствие навыков или интереса: «я собираюсь отказаться, так как это просто не моё».
◊
Оберните отказ комплиментом. Произнесите «нет», но так, дабы это «нет» оказалось комплиментом для того, кто вас о чём-то просит. Например — «спасибо за возможность, которую ты мне предложил, и что спросил меня в первую очередь, но…».
Тактичность отказа будет зависеть от того, как вы это делаете. Наши эмоции сильно влияют на результат разговора. Отказ не вызовет обиды, если вы это сделаете не с чувством раздражения или вины, а спокойно и уверенно.
◊
Лаконичный отказ. Будьте бдительны, когда некоторые знакомые будут приставать с просьбой, пока не утомят вас. Такие люди часто добиваются своего. В этих случаях стоит придерживаться своих аргументов — давать тот же ответ снова и снова. Иногда лучше всего на такие просьбы отвечать лаконичным отказом. Не стоит извиняться, объяснять причины. Часто, когда вы не знаете, как отказать тактично, то можете думать, что необходимо сказать что-то убедительное. На самом же деле будет вполне достаточно просто сообщить человеку, что вам его просьбу выполнить неудобно.
◊
Используйте намеки или говорите прямо. Можно демонстрировать человеку свое недовольство чем либо и намеками. Если человек воспитанный и тактичный, то он поймет и среагирует правильно с пониманием. Но не все понимают намеки, или невыгодно их понимать. Тогда нужно говорите прямо чего хотите, констатируя факты.
Сделайте ваш отказ быстрым и ясным. Не откладывайте свой ответ, говоря «может быть». Хуже будет выглядеть «нет», если перед этим сказать «да». В долгосрочной перспективе своевременный и четкий ответ более вежлив и больше отвечает интересам того, кто вас о чём-то просит.
В большинстве случаев люди спокойно откликаются на отказ. В прочем есть возможность, что реакцией на отказ, даже если он был весьма корректным, могут стать враждебность и обвинение. Всевозможные наши эмоции точно влияют на исход беседы. Когда мы отказываем человеку, мы невольно нервничаем, демонстрируем напряжение и ожидаем ответного негатива. Как следствие, человек может интерпретировать такую реакцию как проявление недоброжелательного отношения к нему. Поэтому акцент должен быть не только на фразы, но и на свое эмоциональное состояние. Важно, чтобы Вы не только словами, но и своим поведением демонстрировали дружелюбие и готовность идти с человеком на контакт.